Формированию патриотизма и патриотическому воспитанию в Республике Беларусь уделялось и продолжает уделяться большое внимание.
Патриотизм характеризуется как духовно-нравственное чувство, выражающееся в заботе об интересах Родины, готовности к самопожертвованию ради нее, гордости за ее успехи и достижения, уважении к культуре и истории. Данное чувство относится к высшей ценности духовной культуры личности, которую необходимо воспитывать в человеке, чтобы он смог активно и разумно выполнять свой гражданский долг, осознавать свои обязанности, отстаивать свои права, соблюдать и уважать законы страны, прошлое и настоящее своего народа, его традиции.
Белорусские ученые определяют патриотизм как моральный и политический принцип. К моральной составляющей относится любовь ко всему отечественному: от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и до государства, гражданином которого он является. В политическом смысле патриотизмом является преданностью всему, что связано с суверенитетом своего государства, его независимостью и самостоятельностью, безупречным выполнением гражданских обязанностей.
Формирование патриотизма – одна из актуальнейших задач любого государства, поскольку именно он выступает в качестве своеобразного «цемента» общества. Особое значение патриотических ценностей состоит в том, что им в высшей степени свойственна нацеленность на установление и укрепление начал общности, единства и консолидации, на осознание прочной взаимосвязи ключевых общественных и государственных интересов.
Патриотизм выступает не столько как долг перед чем-то внешним, сколько внутренней потребностью, так как его исполнение нужно не «Родине», а самому человеку, ведь именно это дает моральную ориентацию в жизни – человек становится не просто гражданином своей страны, но патриотом. Таких людей у нас в стране, по данным последних социологических исследований, более половины населения (58,3%), а привязанность к Республике Беларусь испытывают 84% граждан.
В различных жизненных обстоятельствах патриотизм будет проявляться по-разному: самопожертвование во время военных действий или иных экстремальных ситуаций – это высший акт патриотизма, высшее проявление свободы и независимости индивидуальной человеческой личности. И, наоборот, отказ жертвовать собой во имя рода, народа и родины в целях спасения собственной жизни есть высшее проявление антипатриотизма – то, что у всех народов называется одинаково: предательство родины, изменничество.
С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся Министерством образования проведена работа по введению в учреждениях общего среднего образования должности „руководитель по военно-патриотическому воспитанию“.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в школе, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно директору школы. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, педагогом-организатором, учителями физической культуры и здоровья, а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом школы по данному вопросу.
Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы школы, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.
План работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию
Цели :
создание целостной системы гражданско-патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности, готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве; свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной; любящей свою семью, школу, край, Республику Беларусь; личности культурной, нравственной;
Задачи:
1.Прививать глубокое уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре народа Беларуси.
2.Познакомить учащихся с содержанием Конституции Республики Беларусь - основным Законом государства.
3.Создать условия для:- воспитания у школьников уважительного отношения к символам государства (гербу, флагу, гимну РБ); - формирования чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина РБ; - воспитания уважения к вооруженным силам РБ и защитникам Отечества; - формирования у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины
.4. Приобщать учащихся к историческому наследию белорусского народа, воспитывать уважение и развивать интерес к родному языку, культуре, истории, дать знания о народной философии жизни, календарно-обрядовом цикле семейных обрядов.
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности по военно-патриотическому воспитанию |
|||
1. |
Организация мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, учитывая календарь государственных праздников, праздничных дней и памятных дат |
постоянно |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию учреждения образования (далее – руководитель по военно-патриотическому воспитанию) |
2. |
Сотрудничество учреждений образования с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Разработать план проведения совместных мероприятий |
ежегодно
до 1 сентября |
Заместитель директора по воспитательной работе (далее – заместитель директора), руководитель по военно-патриотическому воспитанию
|
3. |
Освещение в средствах массовой информации, на сайтах, в социальных сетях, информационных стендах учреждений образования деятельности по военно-патриотическому воспитанию |
постоянно |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, инженер-программист |
4. |
Контроль за проведением классных мероприятий военно-патриотической направленности |
постоянно |
Заместитель директора |
5. |
Организация церемониалов (митингов) у мемориалов, обелисков воинской славы, братских могил воинов, павших в годы Великой Отечественной войны |
май ежегодно |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор |
Увековечение памяти погибших при защите Отечества и сохранение памяти о жертвах войны. Музейная педагогика и поисково-исследовательская деятельность. Туристско-экскурсионная деятельность |
|||
6. |
Проведение тематических экскурсий для обучающихся по историческим местам, связанным с историей периода Великой Отечественной войны (Брестская крепость, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Государственный музей истории Вооруженных Сил Республики Беларусь, МК «Хатынь», ИКК «Линия Сталина», мемориальный комплекс «Тростенец», музеи учреждений образования, региональные объекты воинской славы и др.) |
в течении года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор, классные руководители |
7. |
Проведение туристских походов, слетов, соревнований, а также «звездных походов», экспедиций по местам воинской славы |
в течении года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учитель физической культуры и здоровья, руководитель музея (при наличии) |
8. |
Организация шефства над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла и семьями погибших военнослужащих, ветеранами труда, пожилыми людьми |
в течении года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор, педагог-психолог, первичные организации общественных объединений «БРПО», «БРСМ» (далее ‑ ОО «БРПО», ОО «БРСМ») |
9. |
Проведение акций по благоустройству мемориалов и памятников воинской славы, надмогильных сооружений на воинских захоронениях |
в течении года |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор, ОО «БРПО», ОО «БРСМ» |
10. |
Проведение месячника военно-патриотической работы, дней воинской славы с участием ветеранов-фронтовиков, очевидцев и участников военных событий, воинов-интернационалистов |
февраль 2022 (далее – ежегодно) |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор, ОО «БРПО», ОО «БРСМ» |
11. |
Совместно с руководителями музеев учреждений образования проведение: поисковой работы на базе музеев, пополнение экспозиций музеев; тематических выставок, информационных часов, уроков мужества, лекций на базе музеев |
постоянно
|
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, руководитель музея, педагог-организатор |
12. |
Организация показов с последующим обсуждением хронико-документальных, кино- и видеофильмов о Великой Отечественной войне и других событиях военных лихолетий на территории Беларуси |
постоянно |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-психолог |
Акции и мероприятия военно-патриотической направленности |
|||
13. |
Республиканские патриотические акции «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!»
|
ежегодно |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учитель физической культуры и здоровья |
14. |
Мероприятия, приуроченные к важным историческим и памятным датам в истории Вооруженных Сил |
ежегодно |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
15. |
Спортивно-патриотические лагеря, слеты с учащейся молодежью на базе соединений и воинских частей |
ежегодно |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учитель физической культуры и здоровья |
16. |
Республиканская декада «Афганістан у лёсах нашых землякоў» |
февраль 2022 (далее – ежегодно) |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор, классные руководители |
17. |
Всебелорусская молодежная экспедиция «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» |
2021 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор |
18. |
Республиканская патриотическая акция «Их подвиг в памяти потомков сохраним»: республиканский форум музеев учреждений образования «Память народа в надежных руках молодых» республиканская научно-практическая конференция учащихся «Великая Отечественная война: история и память» республиканский конкурс «Листая страницы семейного альбома» |
2021-2022 |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, педагог-организатор, руководитель музея, классные руководители |
19. |
Республиканская акция «Беларусь помнит» |
ежегодно |
Педагог-организатор, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
20. |
Республиканская конференция «Поисковая и исследовательская деятельность как эффективное средство патриотического воспитания обучающихся» |
2022 |
Педагог-организатор, руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
21. |
Республиканская героико-патриотическая акция «Великой Победе – 80!» |
2024-2025
|
Педагог-организатор, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
22. |
Республиканская спартакиада по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь |
ежегодно |
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учитель физической культуры и здоровья |
23. |
Республиканская военно-патриотическая игра «Зарница» и спортивно-патриотическая игра «Зарничка» |
ежегодно
|
Педагог-организатор, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, ОО «БРПО» |
24. |
Республиканская спартакиада среди детей и молодежи (туризм спортивный, ориентирование спортивное, скалолазание спортивное) |
ежегодно
|
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, учитель физической культуры и здоровья |
25. |
Республиканская акция «Никто не забыт, ничто не забыто» |
2024, 2025 |
Педагог-организатор, руководитель по военно-патриотическому воспитанию, классные руководители |
26. |
Мероприятия гражданско-патриотической направленности совместно с ОО «БРСМ», ОО «БРПО»: пионерские сборы, велопробеги; военно-исторические веб-квесты; праздники пионерской дружбы и др. |
Ежегодно
|
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, ОО «БРПО», ОО «БРСМ» |